Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу.

Свою педагогическую систему сама Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Звучит сложно, однако все на самом деле гораздо проще. Мы работаем по системе Монтессори  с детьми в возрасте от 1 года до 6 лет.

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке.

Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, педагог наблюдает, чем интересуется малыш и обеспечивает ему соответствующую среду для занятий, учит ребенка ею пользоваться.

Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Эта система помогает детям стать любознательными, открытыми для получения новых знаний и навыков. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Давайте разберемся в чем же заключается саморазвитие. Вот, например, пришел ребенок в детский сад, вошел в игровую комнату, подошел к полке с игрушками и задумчиво стоит и смотрит на нее.

Как Вы будете действовать? Наверняка поспешите к нему, чтобы занять его чем-нибудь.

А монтессори-педагог поступит иначе. Он подождет, пока ребенок сам выберет, чем он будет заниматься, и если увидит, что малыш не знает, как надо играть, то подойдет и покажет ему, что можно делать с этими предметами. Взрослый только покажет или объяснит, но не будет действовать вместо ребенка, потому что педагог-монтессори придерживаются принципа «Помоги мне сделать это самому!»

Основные положения системы Монтессори

Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

Свобода действий и выбора ребенка.

Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.

Решения ребенок принимает самостоятельно.

Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

Недопустима критика, недопустимы запреты.

Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи педагога в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности.

Может сложиться впечатление, что роль педагога в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Педагог должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой.

Основной задачей в системе Монтессори —  помощь  ребенку в сборе информации, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают.

Педагог должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу рядом с ним.

Работа монтессори-педагога выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал.

Такая творческая активность ребенка позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым.

Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино.

Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям и возрастным особенностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.